Не каждый автовладелец хорошо понимает особенности процессов, которые проходят в его машине. Многие лишь в общих чертах знают, для чего и как работают те или иные системы и в чём заключается их своевременное обслуживание. С другой стороны, не каждому и нужно разбираться в этих вопросах на уровне специалиста.
В этой статье мы расскажем о важнейшем компоненте системы охлаждения автомобиля — охлаждающей жидкости. Тем, кто планирует обслуживать свою машину самостоятельно, эти сведения просто необходимы. Тем же, кто пользуется услугами по замене антифриза в сервисе, также полезно будет прочесть статью. Как минимум для того, чтобы уметь предметно общаться о своей машине с мастерами и коллегами.
Антифриз и Тосол
Первым делом, проясним, чем отличаются антифриз и Тосол. Начнём со значения этих слов, ведь что лучше может сказать о предмете, чем слово, которое его называет?
Слово «антифриз» — antifreeze — состоит из греческого корня «анти» (против), и английского freeze (замерзать, замораживать). Так называют все жидкости, которые способны не замерзать при низкой температуре.
И охлаждающая жидкость в вашем авто, и авиационная жидкость от обледенения, и очиститель стёкол, и незамерзающий теплоноситель для дачной системы отопления, и любая другая жидкость, которая должна оставаться жидкой на морозе, — всё это антифризы.
Но все мы привыкли, что в обиходе антифризом называют именно автомобильную охлаждающую жидкость. «Незамерзаемость» — важная, но не ключевая её характеристика. Сопротивляемость низким температурам важна для антифриза зимой. А вот сопротивляемость высоким температурам — круглый год. И чтобы точнее передать в названии основное предназначение, назвать эту жидкость следовало бы не antifreeze, а antiboil, «против кипения». Ведь она должна отводить тепло от двигателя, не закипая при этом.
Наверное, вы обратили внимание, что слово «Тосол» мы написали с заглавной буквы. И не зря, ведь это — имя собственное, название советской торговой марки, под которой выпускались технические жидкости, в т.ч. и охлаждающая жидкость для авто.
Слово «Тосол» образовано слиянием аббревиатуры «ТОС» (Технология органического синтеза) и окончания -ол, которое в химической терминологии образует наименования некоторых спиртов (метанол, этанол, бутанол и т.д.).
Бытует мнение, что Тосол предназначен для старых отечественных автомобилей, а антифриз — для современных. В каком-то смысле это так и есть: Тосол изготавливается по ГОСТ, нормы которого разработаны в 1989 году. По своим характеристикам эта охлаждающая жидкость соответствует антифризам класса G11. И ещё одна особенность Тосола заключается в том, что он всегда окрашен в синий цвет.
Кстати, о цветах!
Если вы впервые посмотрите на полку автомагазина с антифризами, вы обратите внимание, что все жидкости окрашены в разные цвета. Сделано это, разумеется, не для того чтобы добавить ярких красок в серую жизнь автомобилиста.
Антифризы имеют яркий цвет по двум причинам. Во-первых, жидкость достаточно токсична, и яркая окраска призвана предупредить о необходимости аккуратного с ней обращения. Во-вторых, в случае разгерметизации охлаждающей системы, благодаря характерному цвету антифриза намного проще определить место его протечки.
Цвет красителя может указывать и на класс антифриза. Но может и не указывать, чётких норм по дифференциации охлаждающих жидкостей на основе их цвета не существует. Поэтому при выборе антифриза нельзя ориентироваться на его цвет. В рамках товарного ассортимента одного производителя цвет охлаждающей жидкости ещё может соответствовать её классу. Но это не значит, что антифриз нужного вам класса другого производителя будет иметь тот же цвет.
Если приятель уверяет вас, что для вашего авто подходит «только антифриз жёлтого цвета», к его советам лучше не прислушиваться, он не очень ориентируется в вопросе. Выбирать охлаждающую жидкость для своей машины нужно не по цвету, а по классу.
Классы автомобильных антифризов
Какой именно антифриз нужен вашей машине? Ответ на этот вопрос вы найдёте в рекомендациях производителя. Там будет указан класс нужного вам антифриза.
Автопроизводитель может рекомендовать и конкретную марку охлаждающей жидкости. Это будет означать, что производители автомобиля и антифриза находятся в партнёрских отношениях. И, если вы по какой-либо причине не сможете приобрести именно эту марку, без проблем берите другой антифриз. Главное, чтобы он был такого же класса, как и рекомендованный.
Антифризы подразделяются на классы в зависимости от своего состава:
- G11 — силикатные антифризы. Требуют замены каждые три года или 120 тыс. км. По антикоррозийным и смазывающим свойствам сходны с Тосолом. Подходят для авто, выпущенных до 1996 года.
- G12 — карбоксилатные антифризы. В сравнении с предыдущим классом, лучше справляются с коррозией и кавитацией, а ресурс жидкости достигает пяти лет.
- G12+ — гибридные антифризы на основе силикатов и органических кислот, пришедшие на замену G12 и являющиеся их улучшенной версией. Ресурс — 5 лет или 250 тыс. км.
- G12++ — по составу находятся между гибридными и карбоксилатными. Имеют ещё больший ресурс и высокую температуру закипания (135°C).
- G13 — лобридные антифризы на основе пропиленгликоля. В сравнении с G12 обладают повышенными защитными свойствами, экологичны, однако, несколько проигрывают в теплопроводности. Иногда лобридными называют и антифризы G12++.
- G12 evo — в основе имеет водный раствор этиленгликоля. По завяленным свойствам превосходит все предыдущие классы, по сроку эксплуатации сходен с G12+. Сколько-нибудь внятной статистики по эксплуатационным свойствам пока не собрано.
Эта классификация разработана концерном Volkswagen. Существуют и другие стандарты, которые могут быть указаны в рекомендациях производителя вашего автомобиля.
Таким образом, при выборе антифриза следует ориентироваться только на рекомендации автопроизводителя. При определении интервала замены охлаждающей жидкости — на класс антифриза и рекомендации производителя авто.
Следует понимать, что высокие цифры ресурса антифриза, указанные производителем, могут иметь маркетинговый, а не технический характер.
Можно ли смешивать антифризы?
При необходимость пополнить объём охлаждающей жидкости лучше всего долить такой же антифриз, какой уже находится в системе. Если же такой возможности нет, ориентируйтесь на представленную ниже таблицу. Некоторые антифризы можно смешивать, некоторые — допускается, а некоторые категорически не рекомендуется. Антифриз G12 evo можно доливать в любой другой.
Автолюбителю нет необходимости досконально разбираться в сложных химических составах охлаждающих жидкостей и в их запутанных классификациях. Достаточно знать, какой именно антифриз нужен вашей машине, и иметь общие представления о том, какие вообще существуют автомобильные охлаждающие жидкости.
Наши специалисты всегда готовы принять ваш автомобиль для замены антифриза, а также оказать все прочие услуги по техническому обслуживанию.
Оставитькомментарий