Автомобильный кондиционер: а всё ли ты делаешь правильно?
Лет тридцать назад ходил такой анекдот:

Едут два приятеля в машине по центру города. Лето, жара, оба изнывают от духоты.
— Слушай, открой окна, невозможно же терпеть!, — говорит один.
— Ни в коем случае! Пусть все думают, что у нас кондиционер есть!

Тогда это был смешной анекдот. Сегодня же мало кто поймёт, в чём здесь соль. Автомобильный кондиционер давно перестал быть диковинкой. Эта нужная и полезная опция у большинства автомобилей есть уже в базовых комплектациях. Пользоваться автокондиционером так же просто, как и домашней сплит-системой: включил, настроил температуру, и забыл о нём. Особенно удобно, если в машине не просто кондиционер, а система климат-контроля. Работает, и отлично!

Но всё же надолго забывать об агрегате не следует. Не то придётся о нём вспомнить, когда кондиционер сломается в самый неподходящий момент. Пользоваться кондиционером нужно правильно, а перед началом летнего сезона проводить профессиональную диагностику.

Предлагаем вам освежить в памяти — а кому-то и узнать впервые — правила эксплуатации и обслуживания автомобильных кондиционеров.

Используем автомобильный кондиционер правильно!

Отметим, что всё нижесказанное в одинаковой степени относится как к «обычным» кондиционерам, та и к системам климат-контроля. Отличаются они, по сути, наличием датчиков и более продвинутой электроники у последнего. Физика же процесса остаётся неизменной.

Как вообще работает кондиционер в машине? Так же, как и бытовой. Их действие основано на способности жидкостей поглощать тепловую энергию при испарении, и выделять — при конденсации. Компрессор сжимает фреон, который находится в газообразном состоянии. Он нагревается, далее попадает в радиатор и охлаждается. Потом, через фильтр-осушитель, попадает в испаритель, где из жидкого состояния переходит обратно в газообразное. При этом фреон сильно охлаждается, и, соответственно, охлаждает испаритель. Вентилятор прогоняет сквозь испаритель поток воздуха, который, хорошенько охладившись, и попадает в салон автомобиля. Водитель и пассажиры наслаждаются комфортом!

Жарким летом кондиционер в машине незаменим. Запомните несколько простых правил эксплуатации этого полезного устройства:

  • После долгой стоянки на солнцепёке автомобиль сильно нагреется. Не пытайтесь сразу включить кондиционер на всю мощность. Сперва проветрите салон, открыв двери, или проехав немного с опущенными стёклами. А когда температура внутри и снаружи авто сравняется, включайте кондиционер. Так вы значительно продлите срок его службы.
  • Температура внутри салона должна быть ниже забортной на 5-7 градусов, не больше. Иначе вы сможете схватить простуду. А что может быть обиднее простуды посреди жаркого лета!
  • Старайтесь не направлять поток воздуха прямо на лицо. Лучше пускай он рассеивается по салону. В противном случае эффект будет такой же, как от сидения на сквозняке — простуда.
  • Не открывайте окна и люк при включённом кондиционере. Так вы не только будете зря расходовать топливо, но и заставите кондиционер работать в экстремальном режиме.
  • Советуем выключать кондиционер за несколько минут до окончания поездки. Так вам будет легче адаптироваться к температуре на улице. Если из прохладного салона сразу выйти на жару, возможен тепловой удар.
  • Не все знают, что кондиционер отлично помогает не только от жары, но и от запотевания окон. Проходя через испаритель, воздух оставляет влагу на нём, и в салон попадает сухим. Если в машине запотели окна, включите на несколько минут кондиционер, и сухой воздух быстро уберёт проблему.

Зимой охлаждать воздух в салоне нет необходимости. Но всё же включайте кондиционер время от времени, раз в месяц на 10-15 минут. Так вы убережёте резиновые уплотнения от пересыхания. А значит, отсрочите ремонт кондиционера.

Обслуживание кондиционера

Перед началом жаркого сезона проводите профессиональную диагностику. Это поможет выявить зарождающиеся неполадки и избежать дорогостоящего ремонта. Весной проводите антибактериальную обработку системы вентиляции, в автомагазинах имеется широкий выбор средств для этой процедуры. Своевременно меняйте салонный фильтр.

Заправлять систему хладагентом (фреоном) рекомендуют каждые 2-3 года. Некоторые проводят эту процедуру ежегодно. Точный срок замены зависит от общего состояния автомобиля, условий эксплуатации, и, конечно же, квалификации мастеров. Доверяйте обслуживание автокондиционера профессионалам, и он прослужит вам долго.